Обряды и обычаи славян. Как наши предки хоронили своих умерших до принятия христианства?

До принятия христианства у древних славян были свои представления о жизни и смерти. Частично они были схожи с христианскими. Особый интерес представляют понятия о загробной жизни и смерти.

Представления о смерти у древнего народа

Понятия смерти, как конечного итога жизни, у древних славян не существовало. Мир не делился на черное и белое, а загробная жизнь — на Рай или Ад. Их просто не было.

Жизнь была тесно переплетена со смертью, и весь мир был поделен на 3 части:

  1. Правь (Ирий).
  2. Явь.
  3. Навь.

Соединялись 3 части Мировым Древом:

  • вершина которого достигала Прави, или светлого Ирия;
  • ствол и нижние ветви находились в Яви — мире людей;
  • корни же древа пронизывали Навь — нижний мир.

Душа человека, покидая Правь, сначала попадала в нижний мир.

Там ее ожидало очищение перед новым рождением. Не все души перерождались. Некоторые становились навями — темными воплощениями зла, или оставались на какое-то время в нижнем мире.

Иногда светлые души (бывших героев и достойных людей) попадали в Ирий. Оттуда они могли наблюдать за миром Яви.

Душа таким образом не умирала, и могла воплотиться в другом теле. Чаще это был младенец того же рода, что и умерший. Именно поэтому древние славяне не слишком горевали по покойному, зная, что он вернется к родичам в новом воплощении.

Порой душа переселялась в животное или растение. Это значило, что она должна закончить свое очищение перед новым человеческим воплощением, прожив жизнь другого существа.

Погребальный обряд до принятия христианства

Похоронные обряды были схожи у всех древних славян. Для погребения умершего использовались:

  • Крада (костер).
  • Погребальная ладья.
  • Курган.

Сначала укладывали костер. Он был в величину человеческого роста, а то и выше, в форме четырехугольника. Каждая сторона символизировала сторону света.

Читайте также:  Древние славянские обряды и традиции, праздники и ритуалы

Линии погребального костра обозначали стороны света, как 4 этапа жизни человека:

  1. восток — рождение и юность;
  2. юг — взросление и зрелость;
  3. запад — закат жизни;
  4. север — уход за грань (в Навь).

Лучшими деревьями для костра считались береза и дуб. Их использовали вместе, или отдельно. В середину крады клали ветки и солому, чтобы пламя при разжигании вспыхнуло ярко и быстро. Иногда по периметру крады выкладывали снопики сена или соломы, что служило символической оградой между умершим и живыми.

Перед тем, как хоронить, умершего наряжали в лучшую одежду, и клали в погребальную ладью, вместе с ним оставляли его личные обереги, поминальную еду и вещи, необходимые в загробном мире, в том числе монеты. Могли положить крылья птиц (для легкого загробного путешествия). Обязательно клали хлеб и соль, как символы земли и возрождения.

Ладья, или лодка — символ своебразного моста, по которому душа должна попасть в Навь по реке Смородине, отделяющей два мира.

На закате погребальную ладью несли к краде, которая обычно располагалась на западе деревни, или города. Там уже ожидал волхв или жрец. Считалось, что солнце на закате готовилось погрузиться в Навь, и Даждьбогу было легче забрать с собой душу умершего.

Волхв поджигал краду, а после ее сгорания и остывания пепла, собирал тот в особую урну — домовину. Обряд сопровождали похоронные песни и молитвы.

Пепел, не поместившийся в домовину, жрец развеивал над землями рода умершего, или над рекой. Саму домовину помещали в центр домика, построенного для хранения праха. Он был простым, и состоял из столба с набитой деревянной площадкой, на которой устанавливали 4 столбика, и крышки, которую покрывали белым платом.

Читайте также:  Происхождение и значение славянской свастики. Сила оберегов и амулетов

Все родичи покойного засыпали домовину землей, пока не образовывался курган. Он служил последним местом упокоения человека. Рядом с курганом, или поверх него помещали могильный камень.

Поминание своих покойников после похорон

Поминание умершего, или тризна, включало в себя игры, пляски, состязания и битвы воинов на мечах (если умерший был воином). Считалось, что радость живых поможет душе с легкостью попасть в Навь.

Тризна проводилась несколько раз:

  • сразу после погребального обряда;
  • через 3 дня (третины);
  • через 9 дней (девятины);
  • на 40 дней (сороковины);
  • через год после обряда, и далее — ежегодно.

Прощаться с умершим могли в течение недели или 12 дней. Иногда отмечали полусороковины — 20-й день после погребения.

Для тризны готовилась ритуальная еда — страва. Она символизировала 4 стихии — огонь, воду, землю и воздух.

На поминальном столе обязательно присутствовали:

  1. каша;
  2. блины;
  3. мед;
  4. хлеб;
  5. напитки;
  6. соль;
  7. пироги с соленой начинкой.

Сначала ели кашу, затем — блины с медом, чтобы «подсластить» душе загробную жизнь. К блинам иногда подавали булочки с символом костра.

Напитки играли особую роль. Пиво или медовуха служили подобием вод реки Смородины, которую должна пересечь душа ради попадания в Навь. Поэтому тризна не обходилась без них, как и без веселья.

Заканчивался поминальный пир киселем (из ягод, молока или смородины).

Погребение умершего и тризна у древних славян было сложными и важными обрядами. Они проводились по старинным традициям предков. Суть их заключалась в подготовке души к переходу в Навь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector