До принятия христианства у древних славян были свои представления о жизни и смерти. Частично они были схожи с христианскими. Особый интерес представляют понятия о загробной жизни и смерти.
Представления о смерти у древнего народа
Понятия смерти, как конечного итога жизни, у древних славян не существовало. Мир не делился на черное и белое, а загробная жизнь — на Рай или Ад. Их просто не было.
Жизнь была тесно переплетена со смертью, и весь мир был поделен на 3 части:
- Правь (Ирий).
- Явь.
- Навь.
Соединялись 3 части Мировым Древом:
- вершина которого достигала Прави, или светлого Ирия;
- ствол и нижние ветви находились в Яви — мире людей;
- корни же древа пронизывали Навь — нижний мир.
Душа человека, покидая Правь, сначала попадала в нижний мир.
Там ее ожидало очищение перед новым рождением. Не все души перерождались. Некоторые становились навями — темными воплощениями зла, или оставались на какое-то время в нижнем мире.
Иногда светлые души (бывших героев и достойных людей) попадали в Ирий. Оттуда они могли наблюдать за миром Яви.
Порой душа переселялась в животное или растение. Это значило, что она должна закончить свое очищение перед новым человеческим воплощением, прожив жизнь другого существа.
Погребальный обряд до принятия христианства
Похоронные обряды были схожи у всех древних славян. Для погребения умершего использовались:
- Крада (костер).
- Погребальная ладья.
- Курган.
Сначала укладывали костер. Он был в величину человеческого роста, а то и выше, в форме четырехугольника. Каждая сторона символизировала сторону света.
Линии погребального костра обозначали стороны света, как 4 этапа жизни человека:
- восток — рождение и юность;
- юг — взросление и зрелость;
- запад — закат жизни;
- север — уход за грань (в Навь).
Лучшими деревьями для костра считались береза и дуб. Их использовали вместе, или отдельно. В середину крады клали ветки и солому, чтобы пламя при разжигании вспыхнуло ярко и быстро. Иногда по периметру крады выкладывали снопики сена или соломы, что служило символической оградой между умершим и живыми.
Перед тем, как хоронить, умершего наряжали в лучшую одежду, и клали в погребальную ладью, вместе с ним оставляли его личные обереги, поминальную еду и вещи, необходимые в загробном мире, в том числе монеты. Могли положить крылья птиц (для легкого загробного путешествия). Обязательно клали хлеб и соль, как символы земли и возрождения.
На закате погребальную ладью несли к краде, которая обычно располагалась на западе деревни, или города. Там уже ожидал волхв или жрец. Считалось, что солнце на закате готовилось погрузиться в Навь, и Даждьбогу было легче забрать с собой душу умершего.
Волхв поджигал краду, а после ее сгорания и остывания пепла, собирал тот в особую урну — домовину. Обряд сопровождали похоронные песни и молитвы.
Пепел, не поместившийся в домовину, жрец развеивал над землями рода умершего, или над рекой. Саму домовину помещали в центр домика, построенного для хранения праха. Он был простым, и состоял из столба с набитой деревянной площадкой, на которой устанавливали 4 столбика, и крышки, которую покрывали белым платом.
Все родичи покойного засыпали домовину землей, пока не образовывался курган. Он служил последним местом упокоения человека. Рядом с курганом, или поверх него помещали могильный камень.
Поминание своих покойников после похорон
Поминание умершего, или тризна, включало в себя игры, пляски, состязания и битвы воинов на мечах (если умерший был воином). Считалось, что радость живых поможет душе с легкостью попасть в Навь.
Тризна проводилась несколько раз:
- сразу после погребального обряда;
- через 3 дня (третины);
- через 9 дней (девятины);
- на 40 дней (сороковины);
- через год после обряда, и далее — ежегодно.
Прощаться с умершим могли в течение недели или 12 дней. Иногда отмечали полусороковины — 20-й день после погребения.
На поминальном столе обязательно присутствовали:
- каша;
- блины;
- мед;
- хлеб;
- напитки;
- соль;
- пироги с соленой начинкой.
Сначала ели кашу, затем — блины с медом, чтобы «подсластить» душе загробную жизнь. К блинам иногда подавали булочки с символом костра.
Напитки играли особую роль. Пиво или медовуха служили подобием вод реки Смородины, которую должна пересечь душа ради попадания в Навь. Поэтому тризна не обходилась без них, как и без веселья.
Заканчивался поминальный пир киселем (из ягод, молока или смородины).
Погребение умершего и тризна у древних славян было сложными и важными обрядами. Они проводились по старинным традициям предков. Суть их заключалась в подготовке души к переходу в Навь.