Поверья о неупокоенных мертвецах, которые после погребения встают из могилы и вредят живым, издавна встречаются в мифологии разных стран. Эти персонажи могут называться по-разному, но суть их примерно одинакова. В славянской мифологии такие существа известны как упыри.
Содержание:
Что означает это слово у славян?
Согласно славянской мифологии упырь – это мертвец, душа которого не смогла найти покой после смерти. Википедия называет таких покойников «заложными» – под этим подразумевается, что они умерли от неестественных причин и много грешили при жизни. Душа умершего не может отправиться в загробный мир, поэтому вынуждена оставаться на земле, пребывая между жизнью и смертью.
Такие люди при жизни обычно считались колдунами, оборотнями или по каким-то причинам были отлучены от церкви (еретики, убийцы, богохульники, самоубийцы). Также упырями могли стать дети, которые умерли некрещеными или люди, умершие без причастия.
Днем упыри скрываются в могилах и склепах, есть также поверья, что они могут жить и в других темных местах, например, подвалах домов. Ночью мертвецы встают и ходят по земле.В человеческом обличье они проникают в дома, прикладываются к груди спящих людей и сосут у них кровь, после чего съедают плоть.
В некоторых верованиях считается, что если упырь выпил кровь, но плоть жертвы не тронул, то впоследствии жертва сама станет упырем. В могилу покойник должен вернуться до рассвета, до крика третьих петухов, иначе он погибнет от солнца.
Упырей считали виновниками:
- неурожаев;
- засухи;
- различных эпидемий.
Внешность
Чаще всего упыри имеют человекоподобный облик и ту же внешность, что и при жизни. Они одеты в ту же одежду, в которой их похоронили, но практически всегда она изорвана. Считается, что упыри могут менять свой облик, превращаясь в кошку или летучую мышь, но чаще являются в образе человека. По некоторым поверьям, у них имеется хвост.
Отличительными особенностями упырей являются острые зубы и язык, красные глаза и ярко-красное лицо – такой цвет они приобретают от выпитой крови. От них исходит омерзительный запах.
Если могилу, в которой похоронен беспокойный мертвец, раскапывают, то обнаруживается, что его тело не подверглось гниению, но при этом покрыто ранами и укусами, отсутствовавшими при жизни. В могиле он лежит лицом вниз или на боку.
Способности
Упыри обладают внушительной физической силой, могут пробивать руками стены, но при этом немного неуклюжи и не отличаются ловкостью. Однако бегущего мертвеца практически невозможно догнать и так же невозможно от него убежать.
О своей жизни упырь обычно ничего не помнит, у него могут сохраниться воспоминания только о моменте смерти. Если его убили, то упырь находит убийцу и уничтожает его. Высоким интеллектом не отличается, основной его инстинкт – голод, толкающий на поиски добычи.
Как с ними бороться?
Справиться с упырем в открытом бою невозможно из-за его чудовищной физической силы. Поэтому при встрече его обманывали хитростью, зная любовь этих существ к счету. Что это значит и как можно это использовать? Увидев нежить, надо было немедленно его отвлечь, рассыпав перед ним горсть чего-то мелкого, например, пшеницы, риса или мака – считалось, что упырь не остановится, пока все не пересчитает.
Если в деревне возникало подозрение, что в округе появился упырь, крестьяне шли на кладбище и искали могилу с разрытой землей или еще каким-то образом потревоженную. Если недавно умер колдун, то его могилу раскапывали, подозревая, что это он вредит людям. Дальше с покойником необходимо было проделать определенные действия. Так, ему могли:
- переломать кости;
- подрезать сухожилия на ногах;
- забить рот песком;
- завязать глаза.
Более надежным было вбить упырю в грудь осиновый кол либо отрубить голову и поместить ее лицом вниз в ноги трупа. Ну а самым надежным способом справиться с упырем считалось сжигание его тела.
Чтобы защитить дом от упырей, крестьяне осеняли окна домов крестным знамением, а также выжигали над дверями и окнами кресты, используя для этого свечу, оставшуюся с Чистого Четверга.
Чем отличается от вурдалака и вампира?
Считается, что неологизм «вурдалак» впервые появился в русском языке в стихотворении А.С. Пушкина «Вурдалак», написанном в 1836 году. Он является искаженным вариантом слова «волколак», обозначающим у славян оборотня. После этого вурдалаками стали называть живых мертвецов, которые отличаются от упырей тем, что пьют кровь только своих родственников, уничтожая, таким образом, целые деревни.
Иногда вурдалака отождествляют с оборотнем. По другим поверьям, вурдалак – это человек, укушенный другим вурдалаком и полностью подвластный его воле.
Понятие «упырь» приблизительно соответствует «вампиру» в мифологии Западной Европы, но в XIX веке эти понятия окончательно разграничились.
Упырь обычно пьет кровь из груди, из сердца, а вампир предпочитает пить из горла жертвы. Вампира сложно обмануть, рассыпанные зерна в этом случае не помогут.
Однако способы убийства и той, и другой нечисти одинаковы, самые надежные – осиновый кол, отрубание головы и сжигание тела.
Свидетельства и упоминания в фольклоре
Первое упоминание об упырях в летописях датируется XI веком. Событие произошло в Полоцке. По ночам в городе стали слышать непонятный топот, а люди, которые выходили на улицу узнать, в чем дело, вскоре умирали от неизвестной болезни. Горожане решили, что в округе появился упырь. После этих событий последовали еще более грозные – в Киевской Руси начались засуха и эпидемии, виновниками которых тоже считаются упыри.
В славянском народном фольклоре, преимущественно в украинском, существует много быличек об упырях. Например, известна быличка о двух кумовьях, один из которых при жизни был колдуном, а после смерти превратился в упыря. Живой кум пошел на его могилу, увидел в земле отверстие и стал через него переговариваться с мертвецом. После заката упырь вылез из могилы и предложил живому пойти с ним в деревню.
В деревне они долго искали дом, окна которого не были осенены крестным знамением. Когда нашли, вошли туда, поужинали, не будя хозяев, а затем живой кум увидел, как упырь пьет кровь у младенца. Затем кумовья пошли на кладбище, где живому удалось сбежать от мертвеца обратно в деревню после крика третьих петухов. Днем могилу разрыли, обнаружили, что мертвец лежит лицом вниз, и вбили ему в затылок осиновый кол.
В настоящее время свидетельств об упырях практически не встречается, однако периодически обнаруживаются различные захоронения, трупы в которых оказываются связанными, пронзенными кольями или еще как-то изуродованными. Все в таких могилах указывает на то, что люди пытались обезвредить предполагаемого упыря. Такие захоронения были обнаружены:
- в Созополе (Болгария);
- вблизи города Кильтешин (Ирландия);
- в Челаковице (Чехия) и в других местах.
Сейчас многие стародавние упоминания о вампирах и упырях возможно объяснить наличием тяжелых генетических заболеваний – порфирии и болезни Вильсона, при которых могут наблюдаться некоторые особенности внешности и поведения, характерные для подозреваемых в колдовстве и вампиризме людей.
Упырь – оживший мертвец, встающий по ночам из могилы, является одним из самых известных персонажей славянской мифологии. Особенно широко вера в них была распространена на территории современной Украины. Упыри имеют определенное сходство с вурдалаками и вампирами, но эти персонажи не являются полностью аналогичными и имеют существенные различия.